СВЯТЫНИ ХРАМА

EnglishRussianUkranian

Престольный праздник:

Совершается служба великому праздникуУспение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Святыни Свято-Успенского Храма:

1) Камень и земля с гроба Господня –  находятся в Алтаре на престоле;

2) Икона Божьей Матери “Милующая”;

3) Икона  Божьей Матери Высочиновская (Казанская) Чудотворная –  главная Святыня  нашего  храма  

Мощи Святых угодников Божиих:

1) Свят.  Иоасафа Белгородского;

2) Свят.  Лаврентия Черниговского;

3) Свят.  Афанасия Лубенского и Харьковского чудотворца (сидячего);

4) Св.      Симеона Псково-Печерского;

5) Св.      Амфилохия Почаевского;

6) Св.      Врача Агапита Печерского;

7) Свят. Александра(Петровского) архиепископа Харьковского. Покровителя нашего города Харькова;

8) Св.    Корнилия Молчальника;

9) Св. Благ. Князя Андрея Смоленского;

10) Св. Алексея Карпато-Русского (покровителя Закарпатской Руси)

  

8 июля  / 21 июля 

22 октября / 4 ноября

 ВЫСОЧИНОВСКАЯ  “КАЗАНСКАЯ” (СПИСОК)

чудотворная икона Божией Матери,

 Находилась в Михаило-Архангельской церкви мужского монастыря близ города Змиева Харьковской губернии. Святая икона Божией Матери явилась в ХVIII веке лесному сторожу в сосновом бору на берегу речки Мжи. Сторож увидел стоявшую на болотной кочке икону Божией Матери, от которой исходили светлые лучи. Когда он взял икону Богородицы , из-под кочки заструился источник чистой воды. Сторож унёс явленный образ домой, где жил с женой, десятилетним сыном и больным отцом, который был слеп и почти всё время лежал на печи, передвигаться же он мог лишь при помощи костылей.  

загруженное

Однажды, когда в сторожке находились отец сторожа со своим внуком, мальчик увидел, что от иконы исходит яркий свет. Мальчик испугался и сказал деду, лежавшему на печке, что в углу что-то горит. Старик с трудом слез с печки и подошёл к углу, где стояла святая икона. Вдруг глаза его прозрели, и он увидел Казанскую икону Богородицы. Затем он увидел и остальные окружающие его предметы и, почувствовав себя совершенно здоровым, отбросил костыли и со слезами стал благодарить Божию Матерь за дивное чудо.

На следующее утро всё семейство сторожа направилось в храм ближайшего села Артюховки благодарить Бога за совершившееся исцеление старика и рассказать обо всем местному священнику. Святая икона Божией Матери была поставлена в церкви, а семейство вернулось домой. Ко всеобщему удивлению, на следующее утро икона Божией Матери оказалась на своём месте в сторожке. Трижды икона Божией Матери приносилась в церковь и трижды возвращалась обратно на своё место. Вернулась икона и после того, как её крестным ходом перенесли в церковь города Змиев. Тогда было принято решение оставить икону там, где пожелала Пресвятая Богородица. В сторожку с чудотворной иконой стало приходить множество людей, чтобы получить исцеление от болезней и укрепление в душевных страданиях

Казанская Высочиновская икона Божией Матери. Хромолитография. Нач. ХХ в.

После Полтавской битвы император Петр I наградил отличившегося в бою сотника Василия Высочинова чином воеводы и земельным наделом. Василий оказался хозяином того места, где в сторожке стояла чудотворная икона Божией Матери. Воевода основал на этом месте село, которое по его имени стало называться Высочиновкой. Узнав о явлении святой иконы Божией Матери, Высочинов попросил перенести приходскую церковь села Артюховки на место явления святого образа. В 1795 году в Высочиновке на месте обветшавшего деревянного храма была выстроена новая каменная церковь. 

«Сказание о явлении и чудесах Высочиновской Богоматерней иконы»

22 дек. 1795 г. совершилось его освящение. Туда была перенесена икона Пресвятой Богородицы Казанская “Высочиновская”. По преданию, во время перенесения и в последующие 3 дня икона мироточила – из очей Божией Матери истекали слезы. Капли собирали полотенцем, к-рое хранилось у иконы. От истечения слез под правым глазом Богородицы на иконе осыпалась краска и образовалась впадина. Во время чтения Евангелия на молебнах полотенце возлагалось на головы молившихся, под Евангелие. В 1830 г. священник пожертвовал полотенце исцелившемуся харьковскому купцу.

Помещица Бахмутского  Н. Бабенкова, проживавшая в Харькове, страдала нервным расстройством и изнемогала от бессонницы. В полусне она увидела в сиянии икону Божией Матери и услышала: «Это Высочиновская икона Богоматери, она находится в Высочиновке, подле города Змиёва, поезжай к ней, она поможет тебе!» Она отправилась туда и, войдя в церковь, узнала икону, увиденную во сне. Три дня женщина усердно молилась перед иконой, была спокойна и хорошо спала. После этого Бабенкова часто ездила в Высочиновку на поклонение иконе и со временем выздоровела. В 20-х гг. XIX в. помещица пожертвовала для Казанской Высочиновской иконы серебряную позолоченную чеканную ризу с венцом и звездами, украшенными цветными камнями и алмазами. 

В 1830 г. коллежский асессор Г. И. Ковалевский, который по завещанию отца хотя бы раз в год приезжал поклоняться Казанской Высочиновской иконе, прибыл с супругой и ее сестрой в Высочиновку. Помолившись перед иконой, 20 февраля они отправились в г. Изюм навестить сестер. Проезжая мимо церкви, жена Ковалевского внезапно почувствовала тревогу и близость смерти. Заплакав, она сказала об этом, но карета продолжила путь. Во время переправы по льду через р. Северский Донец на середине реки лед не выдержал и карета начала погружаться в воду. Утопавшие стали взывать к Богородице: «Высочиновская Божия Матерь, спаси нас, погибаем, спаси нас!» В этот момент карета, погрузившаяся наполовину в воду, будто стала на твердое основание. Оказавшиеся рядом крестьяне помогли им выбраться из кареты, и как только пассажиры, а также лошади и багаж были спасены, пустая карета пошла ко дну. В благодарность за чудесное спасение Ковалевский пожертвовал к иконе сребропозлащенную лампаду.

Харьковский купец С. Калашников страдал от боли в ногах, глазах и язв по всему телу и не мог излечиться. Узнав о чудесах Казанской Высочиновской иконы, он прибыл в Высочиновку, отслужил молебен и, взяв святой воды и масла из лампады, стал мазать больные места, через некоторое время он получил полное исцеление. 

У девочки 10 лет, дочери дворянки А. Ф. Абдулевской из с. Водолага, на глазах образовались неизлечимые наросты в виде чешуи, из-за чего та почти ослепла. В Высочиновке после молебна перед Казанской Высочиновской иконы женщина помазала глаза дочери маслом из лампады, и тут же с одного глаза спал нарост. По дороге домой исцелился другой глаз

Исцеление священника. Хромолитография. Нач. ХХ в.

Свящ. Иоанн Червонецкий, служивший в соседнем с. Константиновка в кон. 1858 г., мучился сильной болью в глазах. Накануне операции священник стал молиться Казанской Высочиновской иконе и увидел во сне сиявшую неземным светом величественную Деву, окруженную ангелами. Она сказала: «Вот Я пришла к тебе из Высочиновки, что недалеко от тебя. Шедши к тебе облегчить твои страдания, Я посетила твой дом и застала все твое семейство на молитве со слезами. Не скорби и не отчаивайся, ты получишь исцеление». Затем села рядом с ним и коснулась рукой его правой щеки, отчего священник почувствовал сильную боль и проснулся. Боль прекратилась, прошел жар, наутро доктора отметили улучшение и отменили операцию. Спустя год священник снова почувствовал сильную боль в глазах. Собравшись в больницу, с вечера он долго молился перед Казанской Высочиновской иконой  К утру ему снова было видение Девы, приложившей руки к его глазам; с них спала тяжесть, и он исцелился. В благодарность священник заказал для иконы подвесную бархатную золотошвейную пелену.

Казанская Высочиновская икона Божией Матери (Троицкая ц. в Змиёве)

Водой из источника на месте явления иконы люди омывали больные места и также получали исцеление. Во время холеры 1831 г. по просьбе жителей г. Змиёва перед иконой 2 недели служили молебны об ограждении города от недуга. В 1848 и 1854 гг. в охваченном холерой Змиёве с молебнами икону носили по домам и болезнь быстро отступила.

В 1886 году основан мужской монастырь, в котором и находилась чудотворная икона Божией Матери. 

Икона имела «6 вершков вышины и 5 ширины, написана она древнею, греческою иконописью на липовой доске, с выемкою посередине и возвышенными, вроде рамы, краями. Она есть верное изображение Казанской иконы, с тою особенностью, что стрельчатая корона украшает главу Царицы Небесной»

Монахини Хорошевского Вознесенского жен. монастыря украсили икону шитой золотом ризой. Получавшие благодатную помощь от иконы стали приносить к ней в знак признательности серебряные привесы с изображениями исцеленных частей тела. Историю обретения иконы и чудеса от нее записывали в кн. «Сказание о явлении и чудесах Высочиновской Богоматерней иконы» (читалась в церкви во время проповедей и хранилась в доме священника; сгорела во время пожара). «Сказание…» было также начертано на деревянной доске в храме, однако со временем надпись сгладилась.  

 
Казанский Высочиновский мон-рь. Хромолитография. Кон. XIX в.

29 окт. 1886 г. постановлением Святейшего Синода при ходатайстве и помощи архиеп. Амвросия (Ключарёва) был учрежден Высочиновский в честь Казанской иконы Божией Матери мужской общежительный монастырь. Указом Харьковской духовной консистории от 16 ноября того же года настоятелем монастыря был назначен казначей Святогорской Успенской пустыни иером. Дорофей.

8 декабря прибывших насельников монастыря из братии Святогорской Успенской пустыни встретили крестным ходом с  Казанской Высочиновской иконой Божией Матери. При этом обычно темный лик Богородицы стал светлым и сияющим.

Ежегодно 27 июня с Казанской Высочиновской иконой Божией Матери устраивался крестный ход в г. Змиёв, где икона оставалась в городском соборе до 7 июля, после чего возвращалась в обитель.

В 1918 г. с. Высочиновка было переименовано в с. Пролетарское. Монастырь был разорен, икона считается утраченной. В низинном месте луга сохранился колодец, образовавшийся на месте явления иконы, у которого совершаются богослужения, служатся водосвятные молебны.

 В настоящее время на том месте есть чудотворный источник. Оригинал иконы находится в Свято-Троицком храме г. Змиева, а Чудотворный список с неё в позолоте находится у нас в храме в Соколово.

 Пред иконой Пресвятой Богородицы Казанская молятся о прозрении слепых очей и исцелении болезней глаз, об избавлении от нашествия иноплеменных, об заступлении в тяжелые времена, об исцелении всякой немощи телесной, о сохранении Российской державы, ею благословляют вступающих в брак. 

МОЛИТВЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ И ПРИСНОДЕВЕ МАРИИ ПРЕД ЕЯ ИКОНОЮ “КАЗАНСКАЯ”
МОЛИТВА 1-Я перед иконой Божьей Матери Казанская
О, Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая Помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление!

Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия.

О, Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая! Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша. Ты еси обидимых защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение.

Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем, и на Твой Пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему, яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь.

МОЛИТВА 2-Я перед иконой Божьей Матери Казанская

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Умоли, милосердая Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирно страну нашу, Церковь Свою святую да незыблему соблюдет от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево, Ты еси всесильная христиан Помощница и заступница. Избави всех, с верою Тебе молящихся, от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия, и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

ТРОПАРЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ И ПРИСНОДЕВЕ МАРИИ ПРЕД ЕЯ ИКОНОЮ “КАЗАНСКАЯ”

ТРОПАРЬ, ГЛАС 4
Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о. Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред Пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол. Всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

КОНДАК, ГЛАС 8
Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы; ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя,

Пресвятая Дево,

Богоизбранная Отроковице,

и чтим образ Твой святый,

имже точиши исцеления всем

с верою притекающим. 

Лит.:

  1. Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Харьковской епархии. Х., 1857. Отд. 4;
  2. Спасение потопавших при молитвенном возгласе к Божией Матери // ДЧ. 1867. Ч. 3. № 9. Изв. и заметки. С. 47-54;
  3. Сказание о чудотворной иконе Пресв. Богородицы Казанско-Высочиновской и сведения об учрежденном в Ее честь Высочиновском Казанском муж. общежит. мон-ре и обретающихся в нем святынях. К., 1888;
  4. Зверинский. Т. 1. С. 160; Денисов. С. 890; Бухарев И. Иконы. 1901, 20022. С. 372-374;
  5. Поселянин Е. Богоматерь. 1909, 1993р. С. 435-436;
  6. Высочиновский Казанский мон-рь в Змиевском уезде Харьковской губ. // Православные русские обители. С. 507-508.
  7. Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. С. 225
  • Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращённому огрудному варианту Одигитрии. Такие иконы восходят к первообразу, хранившемуся во Влахернском храме в КонстантинополеБогородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом. В отличие от первообраза, на Высочиновской иконе голова Пресвятой Богородицы увенчана золотой короной с зубцами
  • Икона прославилась многочисленными чудесами, которые заносились в специальную книгу и зачитывались в храме во время проповеди. Перед этим образом служились молебны во время эпидемий холеры в 1831, 1848, 1854 годах, после чего в окрестных деревнях и городе Змиеве болезнь утихла.
  • В 1795 году на смену деревянному храму, где находилась икона, был возведен каменный. Когда святой образ переносили из старой церкви в новую, из глаз Богородицы текли слезы, которые собирали в чистую ткань. Эту ткань потом возлагали на головы молящихся
  • На месте обретения иконы забил источник воды, ныне там сохранился колодец, около которого в настоящее время служатся молебны с освящением воды

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *